Сегодня мне посчастливилось пообщаться с доктором Массимо Теодорани – итальянским астрофизиком. Массимо научный сотрудник Астрономической Обсерватории в Болонье и Неаполе, а также радиотелескопа Medicina Radio Observatory Национального института астрофизики (INAF). Получил ученую степень в области астрономии и докторскую степень с астрофизики Университета Болоньи. Массимо внес значительный вклад в изучение сверхновых звезд, эруптивных протозвезд и сверхмассивных звездных пар, а также в рамках поиска внеземного разума проекта SETI.
На данный момент он преподает квантовую физику в университете Болоньи. Но самое интересное среди его вкладов – это изучение физики аномальных воздушных явлений. Также он является специалистом в области военной авиации, автором 17 книг, и множества научных статей по квантовой физике, атомной и ядерной физике, астрофизике и астрономии, биоастрономии и физики аномальных атмосферных явлений долины Хессдален и других аэрокосмических явлений. Также Теодорани является композитором электронной музыки под псевдонимом «Totemtag».
Итак, перейдем к вопросам:
1.Как Вас впервые заинтересовали светящиеся атмосферные явления?
Двадцать лет назад, когда я занимался методическим исследованием астрономических инструментов по исследованию некоторых областей астрофизики, например фотометрии и спектроскопии. Тогда я понял, насколько важны измерительные приборы в получении объективных и бесспорных данных о всякого рода небесных явлениях. Так как я был свидетелем необычного явления, я начал накапливать уфологические книги, которые у меня вызывали только улыбку, и так как я их через некоторое время собрал очень много, я распродал почти все, по сколько они были банально скучными и «желтушными» как для меня. Из всех материалов, которые мне попадали, не было ни одной НЛО фотографии убедительной для меня. Но в то же время я был заинтересован происхождением самого явления. Поэтому я задумался о том, какие бы инструменты с точки зрения астронома были бы эффективными для того, чтобы позволить изучать непредсказуемые явления, такие как НЛО, которые я предпочитаю называть более корректно – неопознанные аномальные явления (UAP). Тогда я узнал, что в мире есть места, где данные явления возникают с некоторой периодикой – а это идеальные условия для экспериментов, где стоило бы установить приборы. Одним из таких мест была долина Хессдален в Норвегии. И это было началом проекта EMBLA…
2.Расскажите больше о проекте EMBLA и Итальянском Комитете по проекту Хессдален, какая есть научная проблематика и какие-то результаты?
Этот комитет (CIPH) работает и в настоящее время, имея за цель содействие научной методологии в изучении атмосферных аномалий нескольких видов:
а. Феномен долины Хессдален
Спектр «огней» заснятых над долиной Хэссдален (Норвегия). Фотография сделана в сентябре 2007 г. участниками «Проекта Хэссдален». Экспозиция 30 сек. Объект двигался из стороны в сторону с огромной скоростью, преодолевая расстояние в 10-15 км за считанные минуты. Веб-камеры «Проекта Хэссдален» №1, №2, №3. Фото: hessdalen.org
б. Вспышки света при землетрясениях
Earthquake lights Фото: warzone.atlassian.net
в. Спрайты и эльфы
Varietes of the TLE Фото: ulisse.medes.fr
А более десяти лет назад EMBLA являлся международным объединением между итальянской группой ученых (включая меня) и инженеров норвежского «проекта Хессдален». Изначально объединение возникло в 1994 году по моей инициативе, но потом в 2003 мы ушли в самостоятельные исследования, но сохраняя сотрудничество с некоторыми немецкими и американскими учеными до сего времени. Во всяком случае ICPH сделал и делает хорошую работу, которая была, безусловно, полезна, чтобы вызвать интерес к научному исследованию явлений подобных Хессдален, и в настоящее время организация имеет инструментальную миссию в Норвегии в которой так или иначе я не больше участвую уже с 2002 года, так как инициативу перебрали на себя инженеры электронщики, и появился дефицит ученых физиков в этой группе, но все же это остается полезным и плодотворным, особенно когда там собрано столько научного оборудования.
Всю документацию касательно Хессдален можно поделить на четыре типа: 1) описание инструментов и каким образом проводятся измерения; 2) анализ данных, интерпретация и физические теории; 3) анимированные «обсуждения», в основном, на основе взаимного непонимания и потери времени (если кому-то интересно можно ознакомиться здесь и здесь о дискуссии которая продолжается уже несколько лет); 4) методология. Мое мнение что изучение рассматриваемого явления должны проводиться очень строго — я полностью согласен с этим, конечно, — но есть много факторов, которые необходимо рассмотреть, если действительно честные и инновационные исследования должна быть проведены. Такое явление не может быть упрощено, и слишком много или сводится к прозаической интерпретации, на мой взгляд. Кроме того, больше физики и астрономии, как подход поможет диверсифицировать диапазон возможных теорий, любая из которых может быть доказана или опровергнута в самом деле.
3.Какие же есть основные гипотезы касательно происхождения явлений в долине Хессдален?
Совсем недавно ICPH опубликовал интересную статью Монари где новая гипотеза находится в стадии изучения. Он рассматривает возможность того, что область Хессдален является своего рода «естественным аккумулятором энергии», в связи с обильным присутствием меди и цинка в этой долине, так как световые явления возникают в воздухе или очень близко к земле. Конечно, такая гипотеза должна быть проверена среди всех возможных причин геофизического происхождения, которые потенциально могут вызвать явления, среди всех других, таких как пьезоэлектричество, например. Такая «электрические гипотеза» может разумно объяснить возникновение световых явлений, а не физику явления как такового, а именно, как «световой шар» структурировано, потому это длится так долго, и, прежде всего, то, что «ловушки», которые поддерживает плазму внутри автономной структуры без видимых потерь энергии. Хотя фотометрические и спектроскопические наблюдения (в отношении большинства моих собственных исследований) показывают, что температура этого явления сохраняется примерно постоянной, в то же время как светимость быстро меняется в «пульсирующем режиме» в связи с внезапным увеличением излучающей поверхности и создания расширения кластера вторичных шаров вокруг общего ядра. Это абсолютно важно, быть в состоянии описать технически подробно наблюдения и только потом разработать проверяемые гипотезы относительно того, что мы наблюдаем. В некотором смысле физические проблемы, которые стоят здесь, очень похожи с аналогичными нерешенными проблемами шаровой молнии, но в гораздо более крупных масштабах, касающихся размеров, как явления, так и его продолжительности. Помимо геофизических причин, которые могут вызвать это явление, я думаю, что две гипотезы должны быть рассмотрены сейчас о природе таких шаров плазмы, когда они только формируются:
а) «центральные силы» плазменной ловушки, дает возможность свернуть внутрь и усилить ее напряжение магнитного поля, в то же время, как плазма не имеет возможности, естественно расширяется в направлении охлаждения конфигурации. Самый большой вопрос природе таких центральных сил. Кто-то предположил, что это могло бы быть возникновением мини-черных дыр или магнитных монополей.
б) образуемая плазма может иметь химическую реакцию с водяным паром и аэрозолями, чтобы создать горячие и острые световые шары с прохладным слоем ионизированной воды, в котором обмен электрической и термохимической энергии происходит в соответствии с режимом теплового насоса. Таким образом, некоторые внутренние силы способны уравновесить внешнее давление и свечение шара, следовательно, само регулируются, в своем роде, гидростатическом равновесии.
Учитывая то, что вторая гипотеза могла бы объяснить 80% наблюдений явлений Хессдален, стоит учитывать вопросы о поведении светового явления. Например, я начал рассматривать весьма серьезно, что некоторые поведения явления рассыпая огни может быть объяснено как «разумная плазма»: это как гипотеза, и на данный момент изучаю, учитываю также факторы, связанные с квантовой физикой. Я определил насколько реалистические элементы феномена, что, по крайней мере, интересно, эта гипотеза основана на важной работе, опубликованной Цытович в «New Journal of Physics» в 2007 году. Недавно опубликовал работу по данному вопросу.
4.Каково Ваше мнение касательно идеи «новой уфологии» (предложенной Милтоном Уркадом) построенной на фундаменте науки и непредвзятости, и как бы это стоило бы назвать, стоило бы выделять в дисциплину или достаточно уже существующих научных рамок?
Я полностью поддерживаю идею создания нового фундамента в направлении «НЛО науки». И для выполнения этой задачи стоит создать междисциплинарный подход. Тут я вижу преимущества пяти отраслей: во первых физики, астрономии и части SETI; химической отрасли; социологически-исторической отрасли; статистики и информатики; а также немало важных классических полевых исследований (от части серьезной уфологии). И эти отрасли должны быть в постоянном взаимодействии друг с другом. Потому человека что это будет делать не стоить называть «уфологом», ибо объединить все эти вещи в одно универсальное не возможно, а должна быть группа экспертов, каждый своей отрасли, которые готовы предложить свою помощь. Но ни один из них не должен называть себя «уфологом» (как, например, я не уфолог), но он или она может выполнить определенные задачи для решения конкретного дела. Еще немаловажный момент, что обязательно стоит проводить расследования на местах и брать информацию из первых рук, а потом это уже сравнивать с качественными и количественными статистическими данными, используя корреляционный анализ.
Например, несколько лет назад, я решил провести статистический и аналитический эксперимент, собрав некоторые североамериканские сведения о НЛО, и коррелировав повторения, чтобы обнаружить другие подобные Хессдален феномены — и нашел другие места. Но все же по моему опыту в тех районах, стоит использовать опыт именно астрофизиков, а также специальное измерительное портативное оборудование, сохраняя всю научную методологию и процедуры, по существу как в стандартной астрономии. Например, мы должны получить оптический спектр явлений и проверить изменчивость с помощью магнитометрии, VLF / ELF и микроволновой-спектрометрии высокого временного разрешения изображений, просто чтобы сделать несколько примеров. Конечно, обычно неуловимый характер исследуемого явления делает каждое действие чрезвычайно трудным, но мой прошлый опыт показал мне, что все это решится. Я хотел бы добавить, что физические ученые, которые принимают участие в этом исследовании, должны быть тесно связаны с ученым SETI также. Например, в сентябре 2012 года на SETI Symposium of the International Academics of Astronautics (IAA) я выступил с двумя техническими докладами, один из которых посвящен Проекту SETV (см. также тут и тут) (Поиск внеземного посещения) и презентация была положительно принята большинством из SETI. Конечно, несмотря на то, что до сих пор нет доказательств, что НЛО имеют внеземное происхождение, и то что не менее 95% предполагаемых случаев НЛО на самом деле объяснимо, как известные природные и оптические явления, как военные транспортные средства нового типа и просто как мистификации, это не было бы не по научном, чтобы исключать внеземную гипотезу также, даже если это, вероятно, не имеет отношение к явлениям Хессдален, а скорее всего очень редкие случаи, в которых «воздушные структурированные объекты» не повторяются.
5.Что бы Вы посоветовали делать, чтобы создать в других странах проекты подобные EMBLA?
Во-первых, стоит определить точные места постоянного повторения появления явлений неустановленной природы (например, у Вас в Украине). На этом этапе очень хорошую работу проделают региональные исследователи, собирая свидетельскую информацию с первых рук, и как только зона феномена определится, суть следующего шага в том чтобы использовать измерительные приборы, и со своего опыта я бы порекомендовал: 1) автоматические видеокамеры высокого качества и чувствительности; 2) высокого качества DLSR зеркальные камер, часть из которых связана с дисперсионными решетками для оптической спектроскопии; 3) средне-высокой резолюцией широкого поля и не-оптической щели спектрографа; 4) компьютерным управление VLF/ELF/ULF и микроволновые спектрометры: 5) видеокамеры высокого временного разрешения (10,000 кадров/сек); 6) сложные магнитометры; 7) счетчики Гейгера; 8) тепловизионные камеры, 9) UV/IR цифровых камер; 10) портативные оптические телескопы (когда это возможно, чтобы использовать их); 11) мощные лазеры и/или лидары. Такие инструменты, используемые все вместе и синхронизированы во времени, могут дать важные данные с точки зрения научной важности физические данные. Я хотел бы добавить, что опыт показывает, что только персонал, работающий непосредственно на месте действительно может представить актуальные научные данные, в то время как автоматические станции мониторинга могут быть только важным дополнением. Персонал на месте может состоять в основном из астрономов, астрофизиков, физики-экспериментаторов, электронщиков и инженеров-програмистов. Кроме того я хотел бы рассмотреть что очень продуктивно задействовать в этом исследовании выпускников и аспирантов вышеуказанных дисциплин, с тем чтобы они могли посвятить свои экспериментальны дипломные работы только мониторингу явлений. Я думаю, что это должно быть очень стимулирующим для молодых ученых, которые хотят приобрести солидный опыт в научной методологии исследований в естественных науках и в то же время будучи глубоко мотивированными исследованиями такого инновационного значения.
Просто для того, чтобы проиллюстрировать то, о чем я пытался объяснить просмотрите мою работу. (А также тут и тут)
Спасибо за Ваши очень интеллектуально стимулирующие вопросы.
Dr. Massimo Teodorani, Ph.D.
Astrophysicist, Researcher, University Physics Lecturer
Via Catalani 45 — 47521 Cesena (FC) Italy
E-Mail: mlteodorani@alice.it
Skype: dr.massimo.teodorani
Wikipedia: http://it.wikipedia.org/wiki/Massimo_Teodorani
Youtube: https://www.youtube.com/user/Totemtag
Phone. 0039-0547-21891
Cell. 0039-334-5368611
Вопросы задавал Калытюк Игорь
Станьте нашим подписчиком и получайте новости уфологии на почту!