Рубцов Владимир Васильевич, 1948 г.р. Кандидат философских наук, старший научный сотрудник, академик Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского. Автор трех монографий и примерно 150-ти научных и научно-популярных статей, опубликованных в России, Украине, США, Франции, Германии, Швейцарии, и пр.
1. Как Вас впервые заинтересовали Аномальные Явления?
Вообще-то выражение «Аномальные Явления» (да еще и с больших букв) — это стиль бульварной прессы, а само понятие как минимум туманно. Если речь идет о неопознанных летающих объектах (НЛО), то я заинтересовался ими в середине 60-х гг. прошлого века прежде всего под влиянием книги Дональда Мензела «О «летающих тарелках»» (пер. с англ., М.: Изд-во иностр. лит., 1962). Выпущенная с целью «успокоения умов», эта книга парадоксальным образом способствовала усилению интереса к проблеме НЛО среди советских читателей. В московской Библиотеке им. Ленина к тому времени было собрано немало литературы на эту тему на английском и французском языках. Поработав с литературой, пообщавшись с советскими очевидцами НЛО, я написал статью «Гости из космоса или атмосферные явления?», которая была опубликована* (на украинском языке) в киевском журнале «Знання та праця» (1966, № 9). Эта статья стала первой публикацией в советской печати, в которой «летающие тарелки» не третировались как «измышление буржуазной прессы». В первом номере «Знання та праця» за 1967 год редакция опубликовала подборку полученных от читателей писем с описаниями наблюдений НЛО. Я, впрочем, не переоцениваю влияние моей статьи на развитие исследований проблемы НЛО в нашей стране — значительно большую роль сыграла статья Ф. Ю. Зигеля, опубликованная весной 1967 г. в журнале «Смена».
2. Какие случаи ААЯ на Украине произвели на Вас наибольшее впечатление, расскажите о них?
Предполагаемые посадки НЛО на лед реки Мжа в 1990 и 1995* годах.
3. Расскажите об одном из интересных случаев посадки ААЯ на поверхность почвы и его научном изучении?
В рамках официальной программы изучения «аномальных атмосферных явлений», которая осуществлялась в СССР с 1978 до начала девяностых годов, были изучены несколько случаев предполагаемых посадок — но ни в одном из них не удалось получить сколько-нибудь существенных результатов. Это и понятно — методика таких исследований не была предварительно разработана; ее нет и сегодня.
4. Расскажите немного о Харьковской секции по изучению АЯ в окружающей среде при ВСНТО, RIAP, МЦ «Контакт», УКУФАС, УКПА, и других, какие из них действуют еще сегодня?
Какие-то, надо полагать, действуют, и я желаю этим энтузиастам всяческих успехов. Хотя рассчитывать на решение проблемы НЛО усилиями общественных объединений и не приходится, отдельные стороны этой проблемы можно продуктивно изучать и на таком уровне.
5. Что Вы думаете о радиолокационном и одновременно визуальном наблюдении НЛО, возможно есть у Вас интересные случаи по данному вопросу?
Потенциально — это наиболее информативные случаи наблюдений НЛО, позволяющие получить важные сведения о природе наблюдаемых объектов. Наблюдения в Англии, в районе Лейкенхита в 1956 году*, до сих пор остаются непревзойденными как по объему полученной информации, так и по степени вызванного ими недоумения у тех специалистов, которые их изучали. Но подобные наблюдения связаны с вопросами национальной безопасности, сведениями о параметрах военных следящих систем, и т.п., а потому неофициальные исследователи вряд ли могут внести особый вклад в их анализ.
6. Что Вы думаете о Тунгусской катастрофе?
Думаю довольно много, в нескольких словах изложить трудно. В текущем году нью-йоркское отделение издательства Шпрингер опубликовало второе издание моей книги «Загадка Тунгуски»** (на английском языке). Кроме того, в российском журнале «Земля и Вселенная» (2012, № 4) опубликована моя статья «Тунгусский метеорит: на пути к забвению».
7. Каково состояние проблемы ААЯ сегодня?
На постсоветском пространстве исследования проблемы НЛО ведутся на крайне примитивном уровне. Это даже не вина самих исследователей — просто, как я уже сказал, проблема выходит далеко за рамки возможного для любителей. В бывшем СССР любительские занятия проблемой НЛО имели смысл как «переходный процесс» к исследованиям профессиональным. Последние начались (программы «Сетка», «Галактика», и др.), но тоже по ряду причин застопорились. Что касается западных стран, и в первую очередь США, там свои трудности. Опять же рассказать о них коротко не получится — я написал довольно длинную статью на эту тему: «Летающие тарелки — вызов человечеству и тест на покорность», опубликованную в сборнике «Петрозаводский феномен: 35 лет спустя» (М.: Московский космический клуб, 2012, с. 8-39).
8. Какие ошибки допускают исследователи НЛО и ААЯ, и как не допускать ошибок?
Об этом детально написано во второй части нашей с Ю. В. Платовым книги «НЛО и современная наука» (М.: Наука, 1991). Очень часто за НЛО принимаются запуски ракет (хотя, конечно, считать все НЛО запусками ракет было бы как минимум наивно).
9. Какая Ваша версия почему нет официального контакта с ВЦ?
Потому что он не нужен ни внеземным цивилизациям, ни — особенно — цивилизации нашей.
Обратная связь: tolimak@mail.ru
Вопросы задавал Игорь Калытюк.
Примечания:
* — материал нам не доступен
** — материал не публикуем, посколько он еще находится в продаже
Станьте нашим подписчиком и получайте новости уфологии на почту!