Ученые из Гарвардского университета во главе с Ави Лебом, которые в августе 2023 года нашли остатки первого межзвездного метеорита или артефакта, объявили о начале еще одного амбициозного проекта. Они намереваются создать сеть автоматических обсерваторий, которые будут «просеивать» воздушное пространство США в поисках НЛО, или, как их ныне принято называть, неопознанных атмосферных явлений (НАЯ).
Подробности этого проекта были описаны в специальном выпуске журнала «Journal of Astronomical Instrumentation» за прошлый год. Ави Леб и его коллеги заявили, что их цель — создание многоканальной системы регистрации всех атмосферных явлений и распознавания аномалий при помощи искусственного интеллекта. Она должна по возможности исключить влияние человеческого фактора во время сбора информации.
«Существующая литература об НАЯ в первую очередь рассматривает сообщения об НАЯ, в основном рассказы очевидцев, — говорится в статье. — Иногда в ней есть данные о прямых инструментальных измерениях НАЯ или измерении их воздействия на окружающую среду, близлежащую фауну и свидетелей (например, временная слепота или болезнь). Мы не будем заниматься оценкой достоверности отчетов очевидцев, за исключением случаев, когда сообщения об НАЯ могут помочь нам решить, где разместить приборы. Вместо этого наша работа связана с тем, можно ли зарегистрировать и охарактеризовать НАЯ с научной точки зрения и, таким образом, строго доказать, что они находятся в известных науке категориях явлений или за их пределами».
По мнению Леба, сначала предстоит доказать, что НАЯ существуют, а потом можно будет перейти к вопросу об их происхождении:
«НАЯ почти автоматически ассоциируются в воображении народа с их внеземным происхождением. Если свойства и поведение, приписываемые НАЯ, в конечном итоге будут подтверждены, то, учитывая, что они в ряде случаев значительно превышают возможности известных человеческих технологий, вполне разумно задаться вопросом, могут ли НАЯ представлять собой примеры внеземных технологий. Хотя проект «Галилей» был создан для поиска внеземных артефактов в Солнечной системе, мы начинаем исследование без каких-либо предположений или ожиданий насчет их природы и происхождения. Цель исследования НАЯ в рамках проекта изначально шире по охвату и более фундаментальна: она состоит в том, чтобы определить, существуют ли измеримые явления в атмосфере Земли или вблизи нее, которые можно с уверенностью классифицировать как научные аномалии».
Исследования предполагается начать с полной «переписи» атмосферных явлений над обсерваториями. Этот этап будет длиться несколько лет. Приборы будут собирать данные не только о явлениях, которые люди принимают за НАЯ (например, самолетах или птицах), но и анализировать условия окружающей среды — температуру, облачность, колебания магнитного поля Земли и прочие факторы. Полученные данные будут перепроверены, чтобы исключить любые сбои в работе приборов, и разделены на группы с отличающимися характеристиками — так называемые кластеры. Искусственный интеллект в это время будет обучаться отнесению зарегистрированной информации к кластерам под наблюдением человека. Если наблюдатель присвоил однозначно опознанным объектам нужную метку (например, «самолет», «вертолет», «птица»), программа будет относить объекты с такими же или похожими характеристиками в нужный кластер. Все кластеры будут подразделяться на три категории: природные явления (облака, птицы и т. п), антропогенные явления (самолеты, вертолеты, поднятый ветром мусор и т. п) и «другое». Кластеры из категории «другое», которые не могут быть с уверенностью отнесены ни к одной из двух предыдущих категорий, заслуживают дальнейшего внимания как потенциально подтвержденные аномалии.
Рис.1 Пример кластерного анализа: полеты 1200 самолетов на протяжении четырех дней в окрестностях Уэллсли, шт. Массачусетс. По вертикальной оси — высота полета (километры), по горизонтальной — скорость (метры в секунду). (увеличивается по клику)
Далее анализ предполагает выявление аномалий, которые не вписываются ни в какие рамки земных технологий, даже самых передовых. Например, если НАЯ летит со скоростью, превышающей скорость любого самолета, но не быстрее гиперзвуковой ракеты, то он может быть отклонен из числа кандидатов на настоящие аномалии. Если же он продемонстрирует возможности, выходящие за рамки возможностей ракеты (например, способность зависать или поворачивать под прямым углом), такой объект будет признан аномальным.
Если выявленные аномалии или их кластеры будут иметь характеристики, которые могут быть изучены более подробно при условии модификации имеющихся приборов или с помощью добавления новых приборов, это будет сделано либо на этапе «переписи», либо при дальнейшем исследовании. Например, если подтвержденные аномалии продемонстрируют специфическое радиочастотное излучение, позднее можно будет изучать эту полосу спектра с более высоким частотным разрешением. Со временем это может привести к относительно детальной характеристике возможной аномалии и прогнозам насчет условий, в которых она с наибольшей вероятностью проявится.
Проект «Галилей» предполагает делиться полученными данными для независимого подтверждения выявленных аномалий:
«Если кандидат в аномалии неоднократно наблюдался, тщательно характеризовался (в некоторых случаях с целенаправленными последующими наблюдениями) и продолжает сопротивляться опознанию, то результаты измерений описываются и доводятся до сведения научного сообщества в научных статьях. Отдельным группам исследователей, использующим независимо разработанные инструментальные системы, предлагается провести повторные наблюдения за кандидатом, если они происходят в одной и той же части пространства в том же или других местах. Эта задача не обязательно включает в себя все предыдущие шаги, поскольку характеристики явления к тому времени будут хорошо определены, и может быть разработан специальный инструментарий, позволяющий сосредоточить внимание на данных характеристиках. Кандидат, который сопротивляется систематическим попыткам опознания и объяснения с помощью описанного выше процесса и который не представляет собой новую человеческую технологию, будет находиться за пределами «феноменологической оболочки» известных явлений и может рассматриваться как вещь, ранее неизвестная науке: настоящая статистическая аномалия… Если она сопротивляется объяснению в терминах преобладающих научных убеждений (то есть научно обоснованных теорий или догм), то после тщательного исследования, включающего формулирование и проверку гипотез, она, наконец, может быть признана научной аномалией… При ряде обстоятельств, например, когда подтвержденные наблюдения указывают, что объект демонстрирует аномальную кинематику, мы ожидаем, что можно будет окончательно исключить связь с известными явлениями.
Следует признать, что эта работа не может быть использована для доказательства нулевой гипотезы. То есть, если мы не обнаружим статистических или научных аномалий, это не означает, что их не существует… Вторым применением нашей работы является оценка сообщений об НАЯ в пределах обнаружения приборов. Хотя это не является нашей главной заботой, умение оценивать сообщения может помочь нам использовать эти неофициальные данные для принятия обоснованных решений о размещении приборов. Данные «переписи» атмосферных явлений можно использовать для оценки современных сообщений об НАЯ и пролить свет на характеристики объектов, которые представители общественности оценили как необычные, в некоторых случаях давая объяснения отдельным событиям».
Предназначенная для проверки этой концепции первая автоматическая обсерватория была установлена на крыше Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. В нее включены приборы широкоугольной съемки для предварительного обнаружения атмосферных явлений, триангуляции их положений и расчета кинематики, камеры для целенаправленной съемки и другие приборы, позволяющие отслеживать НАЯ во время движения по небу, определяя их характеристики, аппараты для пассивной радиолокации, анализа радиоспектра и сообщений транспондеров самолетов, многодиапазонные микрофоны и датчики окружающей среды для измерения параметров погоды (давление, температура, влажность, скорость ветра, облачный покров и т. п.), а также для измерения локального геомагнитного поля и обнаружения частиц высокой энергии.
Рис.2 Схема расположения комплекса приборов обсерватории и их фотографии. (увеличивается по клику)
В состав обсерватории входят: (a) 1. Камера для обзора всего неба ALCOR OMEA 9C; 2. Полусферическая матрица Dalek из 8 тепловизионных камер LWIR и одной оптической камеры, а также широкоугольной инфракрасной камеры для обзора всего неба; 3. Корпус, защищенный от атмосферных воздействий, для соединенных с приборами компьютеров; (b) Радарная мачта SkyWatch — 1. дипольная антенная решетка; 2. корпус с электроникой; (c) Система экологического мониторинга NPACKMAN — 1. анемометр; 2. флюгер для измерения скорости и направления ветра; 3. дождемер; 4. оптическая камера для обзора всего неба; 5. датчики температуры и давления; 6. блок предохранителей/переключателей; 7. счетчик частиц; 8. модуль питания и передачи данных; 9. магнитометр; (d) 1. Звуковой микрофон GRAS; 2. Ультразвуковой микрофон Wildlife Acoustics (инфразвуковой датчик не показан); (e) Широкополосная антенна Discone для анализатора спектра Spectre; (f) камера Beacon 8 с узким полем обзора, панорамированием, наклоном и зумом.
Специалисты рассчитывают развернуть в ближайшее время до десяти таких же или похожих обсерваторий в разных регионах США с разными условиями наблюдений (пустыня, горы, населенная местность и т. п.), а также в местностях, где особенно часто замечают НАЯ. Точные координаты обсерваторий будут засекречены для обеспечения сохранности приборов и во избежание попыток обмануть систему. Предполагается также создать второстепенные площадки для размещения дополнительных датчиков, работающих синхронно с основными обсерваториями.
Ави Леб и его коллеги не сомневаются, что их ждут выдающиеся открытия. Похожий проект UAPx, который работал очень короткое время с портативными приборами на острове Каталина, обнаружил крайне интересные аномалии, заслуживающие дальнейшего изучения. Поскольку ученые из проекта «Галилей» хорошо знакомы с работами группы UAPx (ссылка на них есть в статье), возможно, одна из обсерваторий появится на этом острове, чтобы снова во всеоружии ожидать появление неведомых объектов.
Подготовил Михаил Герштейн
эксперт сист.-аналит. отд. УНИЦА «Зонд»
Читайте также:
1.Межзвездный метеорит или инопланетный артефакт?
3.UAP Tracker опубликовал отчёт за первый год работы
Станьте нашим подписчиком и получайте новости уфологии на почту!